|
Posted: 17.10.06 09:59. Post subject: Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян
В октябре 2006 года вышла в свет новая книга. Вашему вниманию её содержание. УДК 291:82(091):008 ББК 86.2:82. 3(0):71 Г12 Издание осуществлено: при содействии Общества развития родной культуры (ОРРК) и его председателя Геннадия Нестерова; при поддержке группы исследователей Традиционной Языческой Культуры — «КРУГ БЕРА» ГАВРИЛОВ Д.А. Г12 НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. — М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. — 272 с. ISBN 5–902168–81–3 В книге проводится аналогия между базовыми мифологическими представлениями древних германцев и славян. Особое внимание уделено единству этой Северной Традиции. Рекомендуется студентам, аспирантам, научным работникам по специальностям: философия культуры, этнопсихология, религиоведение. УДК 291:82(091):008 ББК 86.2:82. 3(0):71 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ «НордХейм» — Обитель Севера, я бы даже сказал «школа Севера», в основании которой мне довелось участвовать наравне с моими единомышленниками и соратниками. Главной нашей целью является распространение традиционного Знания среди граждан России и сопредельных государств. Эта книга включает лишь избранное из курса «Сравнительная мифология», который мне доверили составить и читать слушателям «НордХейма». Я не претендую на то, чтобы в данном издании полностью охватить и донести до читателя все аспекты Северной Традиции, но некоторые основные положения «Сравнительной мифологии» мне удалось, на мой взгляд, осветить в достаточной мере. Искренне надеюсь, что моя работа поможет пытливому читателю найти свой путь в Северную Традицию, и, точно по мосткам, перебраться к другим, параллельным курсам «НордХейма», которые не менее интересны и поучительны. Их представят Вам в самом ближайшем будущем мои коллеги и сооснователи «НордХейма», хорошо известные — среди тех, кто уже в Пути — под своими родовыми и сакральными именами. Книгу же эту я посвящаю моему деду, Фёдору Михайловичу Костереву (01.IX.1909 — 28.XII.1981), замечательному человеку, учёному и педагогу, благодаря ненавязчивым урокам которого я полюбил познавательное чтение и стал искателем на Пути. Моя признательность также: Антону Платову, рукой которого владели Боги в тот момент, когда руны подсказали нам название «НордХейм»; Андрею Голубеву, который всеми правдами и неправдами сподвиг меня на завершение этой книги; первой читательнице и редактору авторской рукописи, Драгославе (Анне) — за веру в мои силы и неоценимую помощь в работе. Моя благодарность волхвам «Круга Языческой Традиции»: Всеславу Святозару (Григорию Якутовскому), Мизгирю (Алексею Потапову) и Велимиру (Николаю Сперанскому) — за полезные обсуждения в процессе работы над материалом. Дмитрий ГАВРИЛОВ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 5 ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНУЮ МИФОЛОГИЮ. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 6 1. СУБЪЕКТИВИЗМ 6 2. ИНИЦИАЦИОННОСТЬ 8 3. АРХЕТИПИЧНОСТЬ 9 4. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА И ТРАДИЦИИ КАК ПОЛИТЕИЗМА 10 5. МИФОЛОГИЗМ МЫШЛЕНИЯ 11 6. ЭВГЕМЕРИЗМ 16 7. ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ, ИЛИ ЖЕ ИНВАРИАНТНОСТЬ 19 К НАЧАЛАМ КОСМОГОНИИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДУАЛИЗМ ЕДИНОГО 23 1. ЧИСТОЕ НИЧТО, ОНО ЖЕ И ЧИСТОЕ БЫТИЕ КАК НАЧАЛО НАЧАЛ 23 2. НЕЧТО ИЛИ НЕКТО? НАЧАЛО ИЛИ ПРАБОЖЕСТВО В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ 23 3. РОД И СТРИБОГ. ИМЕНА ЕДИНОГО У ДРЕВНИХ СЛАВЯН 30 4. ВСЁ НЕ-СУЩЕЕ И ВСЁ СУЩЕЕ. 34 ВСЕ НЕ-СУЩИЙ РАЗРУШИТЕЛЬ И ВСЕ СУЩИЙ СОЗИДАТЕЛЬ 34 5. БЕЛОБОГ (СВЕНТОВИТ) И ЧЕРНОБОГ 37 6. ГРЕКО-СЛАВЯНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ЧЕРНОБОГА. АИД, ПЛУТОН, ДИТ, ОРК, NYA 40 7. ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ «БЕЛОГО» И «ЧЁРНОГО» БОГОВ 47 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РУДРА, ШИВА КАК «ЧЕРНОБОГ» И ТРИКСТЕР 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ РОМАНА «НАСЛЕДИЕ АРКОНЫ» 52 АРХЕТИП БЕЛОГО БОГА КАК КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ 55 1. КУЛЬТ БЕЛОГО БОГА СВЕНТОВИТА 55 2. КУЛЬТ БОГА РАДЕГАСТА-СВАРОЖИЧА 59 3. КУЛЬТ БЕЛОГО АСА ХЕЙМДАЛЛЯ 62 4. ЛОКИ – ЧЁРНЫЙ ПРОТИВНИК БЕЛОГО АСА 69 5. ФРЕЙР И БАЛЬДР 72 6. СВЕНТОВИТ И ХЕЙМДАЛЛЬ 75 7. АПОЛЛОН – ГИПЕРБОРЕЙСКИЙ СВЕНТОВИТ 76 8.ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ БЕЛЫХ БОГОВ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ 80 АРХЕТИП БОГА-ТРИКСТЕРА В СЕВЕРНОЙ ГЕРМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЛОКИ И ОДИН 82 1. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТЕРМИНА «ТРИКСТЕР» 82 2. НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ И СЕЯТЕЛЬ РАЗДОРОВ 84 3. ПРОВОКАТОР И ИНИЦИАТОР 87 4. ПОСРЕДНИК 89 5. ГОСПОДИН МАГИЧЕСКИХ ИСКУССТВ, ДОБЫТЧИК ЗНАНИЙ И БЛАГ 92 6. ВОПЛОЩЕНИЕ ДИКОЙ ПЕРВОБЫТНОЙ ПРИРОДЫ 98 7. ОБОРОТЕНЬ, ТРЮКАЧ, ИГРОК 102 8. МУДРЕЦ И ЮНЕЦ 104 АРХЕТИП БОГА-ТРИКСТЕРА В СЕВЕРНОЙ СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЧЁРТ, ВЕЛЕС, НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ 110 1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТРИКСТЕРА 110 2. ЧЁРТ, ЛУКАВЫЙ СОТВОРЕЦ МИРА 111 3. ВЕЛЕС, ВЛАСТИТЕЛЬ ИНОГО. СЛАВЯНО-БАЛТСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ 121 4. РУССКИЙ БОГ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ 130 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРИЕДИНСТВА МИРА В СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ: СИЛЫ, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, СУДЬБА 141 1. О ТЕРМИНЕ «ТРИЕДИНСТВО» 141 2. ТРИЛОКА 142 3. ТРИМУРТИ И ГУНЫ: БРАХМА-ВИШНУ-ШИВА, РАДЖАС-САТТВА-ТАМАС 143 4. ОДИН-ВИЛИ-ВЕ, ДУХ-ВОЛЯ-ВЕРА, ХОЧУ-МОГУ-ДОЛЖЕН 144 5. ОДИН, ХЁНИР, ЛОДУР 146 6. МЕРКУРИЙ, ГЕРКУЛЕС И МАРС. ПОРЕВИТ, ТУРУПИТ (ПОРЕНУТ) И РУЕВИТ (ЯРОВИТ) 150 7. ВОДАН, ТОР И ФРИККО (ФРИГР) 151 8. ВЫСОКИЙ, РАВНОВЫСОКИЙ, ТРЕТИЙ 152 9. ТРИЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ И СУДЬБЫ. НОРНЫ, МОЙРЫ, ПАРКИ, ПРЯХИ 159 10. ТРИЕДИНСТВО ПРОСТРАНСТВА У ГРЕКОВ, ГЕРМАНЦЕВ, КЕЛЬТОВ И СЛАВЯН. СТРАНСТВИЯ ДУШ НА ТОМ СВЕТЕ 166 11. ВЕКТОРЫ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ И ИХ СИМВОЛИКА 172 АНТРОПОМОРФНЫЙ МИФ ТВОРЕНИЯ И ПЕРЕУСТРОЙСТВА МИРА. БОГ-КУЗНЕЦ В СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ 174 1. РАСЧЛЕНЕНИЕ ПЕРВОСУЩЕСТВА НА ЧАСТИ МИРОЗДАНИЯ 174 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВАРН 179 3. КУЗНЕЦ МИРОЗДАНИЯ. СВАРОГ-ТВАШТАР, ОТЕЦ ОГНЯ-АГНИ 180 4. Вёлунд-Виланд, хозяин альвов 190 К ВОПРОСУ О СИММЕТРИЯХ ПАНТЕОНА «СЕВЕРНЫХ» БОГОВ 209 1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ПАНТЕОНОВ 209 2. О СИММЕТРИЯХ СЕВЕРОГЕРМАНСКОГО ПАНТЕОНА 212 3. О СИММЕТРИИ СОЛЯРНОГО И ЛУННОГО. ХОРС, КУПАЛО И КОЛЯДА. 213 4. СИММЕТРИИ ЗМЕЕБОРЧЕСКОГО МИФА. ГРОМОВЕРЖЕЦ И ЯЩЕР-ЗМЕЙ 220 БОГИНИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. ГЕРМАНСКИЕ И АНТИЧНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ. СИММЕТРИЯ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО. 240 1. РОЖАНИЦЫ. РОЖЕНИЦЫ 240 2. СВЕТЛУША 242 3. ТРИГЛАВ, А НЕ «ТРИГЛА» 242 4. ДИВА-ЗЕМЛЯ, СУПРУГА НЕБА-ДЫЯ. ДЕВАНА, СВОБА И ЛЕТНИЦА 243 5. ЛАДА И ЛЕЛЯ, СЛАВЯНО-ГРЕЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ. К ВОПРОСУ О БОГЕ ЛАДЕ-ЛАДО 245 6. ПРИЯ ИЛИ ФРЕЯ? 248 ПОРВАТА, ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ C ПОРЕНУТОМ И ПОРЕВИТОМ 248 7. КАРНА И ЖЛЯ, САКРАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРЯДЫ 249 8. ПОДАГА 251 9. БОГИНИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ, ЖИВА И МОРЕНА 251 10. ПРОЧИЕ БОГИНИ 254 12. СЛАВЯНСКАЯ ГЕКАТА – ВЕЛИКАЯ ЯГА МАКОШЬ 255 ЛИТЕРАТУРА И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ 265 ОБ АВТОРЕ 272
|