On-line: guests 0. In total there are: 0 [information..]
AuthorTopic



link post  Posted: 17.10.06 10:03. Post subject: Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре


В недавно вышедшей книге о Трикстере
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2388879/?type=305#305
рассмотрены славяно-германские параллели лицедея и оборотня в Северной Традиции.
Вашему вниманию аннотация и содержание.


УДК 008:29
ББК 71:86.2
Г 13

Гаврилов Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. —М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2006. –240 с.

ISBN – 5-902168-72-4

В книге рассматривается роль трюкача и лицедея на материале некоторых фольклорных и литературных текстов ряда индоевропейских и азиатских народов. Особое внимание уделено особенностям Трикстера как культурного героя при смене социально-культурных эпох и мировоззренческих парадигм. Научное издание. Рекомендуется студентам, аспирантам, научным работникам по специальностям: философия культуры, этнопсихология, религиоведение.


СОДЕРЖАНИЕ

От автора
Предисловие к первому изданию

ЧАСТЬ I. О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ТРИКСТЕРА

ЧАСТЬ II. ЛОКИ И ОДИН КАК ЭДДИЧЕСКИЕ ТРИКСТЕРЫ
II.1. Нарушитель спокойствия и сеятель раздоров
II.2. Провокатор и инициатор
II.3. Посредник
II.4. Господин магических искусств, добытчик знаний и благ
II.5. Воплощение Дикой первобытной природы
II.6. Оборотень, трюкач, игрок
II.7. Мудрец и юнец

ЧАСТЬ III. ТРИКСТЕР В ФОЛЬКЛОРНЫХ СЮЖЕТАХ
ЕВРОПЫ И АЗИИ
III.1. Диоген Синопский и киники
III.2. Уленшпигель и пир дураков
III.3. Молла, ходжа, афанди – Насреддин и суфии

ЧАСТЬ IV. ГЕРМЕС И ОДИССЕЙ — ТРИКСТЕРЫ АНТИЧНОСТИ. ЭПИГОНЫ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.
IV.1. Бог-трикстер Гермес-Меркурий
IV.2. Одиссей, Автолик и Сизиф

ЧАСТЬ V. ЧЕРТЫ ТРИКСТЕРА В ЭПИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ИЛЬИ МУРОМЦА
V.1. О русском эпическом творчестве
V.2. Трюкачество в былинах об Илье Муромце.Воровство силы
V.3. Гиперсексуальность Ильи Муромца
V.4. Илья Муромец как оборотень и провокатор
V.5. Возмутитель спокойствия
V.6. Магический вызов Ильи Муромца

ЧАСТЬ VI. ТРИКСТЕР В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ СЛАВЯН. БОГ ВЕЛЕС И СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ
VI.1. Чёрт, Иной сотворец Мира
VI.2. Велес, властитель Иного
VI.3. Русский бог Николай Чудотворец

ЧАСТЬ VII. ТРИКСТЕР МЕРЛИН, СЫН НЕЧИСТОГО
VII.1. Источники сведений о Мерлине
VII.2. Безумие Мерлина
VII.3. Истоки Силы Мерлина
VII.4. Пророчества, речи и деяния Мерлина
VII.5. Инициаторская деятельность Мерлина
VII.6. Мерлин-оборотень
VII.7. Гибель Мерлина

ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНУЮ МИФОЛОГИЮ. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Субъективизм
2. Инициационность
3. Архетипичность
4. Недостаточность определения язычества и Традиции как политеизма
5. Мифологизм мышления
6. Эвгемеризм
7. Диалектичность, или же Инвариантность

Литература и основные источники
Об авторе


ОТ АВТОРА

В книге «Трикстер» мною рассматривается роль трюкача и лицедея на материале некоторых фольклорных и литературных текстов ряда индоевропейских и азиатских народов. Особое внимание уделено особенностям Трикстера как культурного героя при смене социально-культурных эпох и мировоззренческих парадигм. В первом томе книги – «Лицедей в евроазиатском фольклоре» – предлагаемом вниманию читателя, мной проанализированы классические трюкачи: языческие боги – Локи, Один, Гермес, Велес; традиционные персонажи – чёрт, Насреддин, Уленшпигель, а также и те, за которыми ранее не усматривали трикстерных свойств – Диоген Синопский, Одиссей, Илья Муромец, Мерлин, св. Николай. Во втором томе книги будут рассмотрены трюкачи из сказок народов Азии и Европы, а также трикстеры из литературных произведений XVIII-XX вв. и, наконец, сама идея ученичества у дьявола или колдуна.

Приступая к работе, уже проделав значительную её часть в качестве умозаключений, я понимал, сама неординарная тема этого исследования окажет соответствующее влияние на его характер. И потому, я сознательно не стал устранять некоторую неоднородность стиля изложения, который варьируется от строго научного стиля — до художественного. Это следствие противоречивости главного героя данной работы, а, стало быть, бороться с этим не просто бессмысленно, но в данном случае не вполне правильно.

Более того, я должен предупредить моего читателя, что чтение этой книги может (по меньшей мере, на сам период чтения, а то и на последующие времена) внести коррективы в его обыденную жизнь. И на обложке следовало бы поместить картинку: «Осторожно, Трикстер!», приблизительно так, как добросовестный производитель алкоголя и табака сообщает мелкими буковками о вреде пития и курения для здоровья. Нет! Я вовсе не хочу внушить своему читателю мысль, о вредности Трикстера, но тот, кто с трудом переносит перемены и не склонен радоваться сюрпризам, должен отложить эту работу до лучших времен. Тот, кто смел, пусть читает до конца! И готовится к внесению разнообразия в свою обыденную, повседневную жизнь.

Как автор я, что называется «на собственной шкуре», испытал все прелести общения с Трикстером, и, выполнив свою миссию, скромно надеюсь, что внимание этой Силы теперь переключится на читателей, а всякие «мелкие безобразия» в моей жизни сойдут постепенно на «нет».

Доброй Удачи! Веет Северный Ветер!
Дмитрий Гаврилов

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
No new replys


Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 1
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no