В недавно вышедшей книге о Трикстере
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2388879/?type=305#305 рассмотрены славяно-германские параллели лицедея и оборотня в Северной Традиции.
Вашему вниманию аннотация и содержание.
УДК 008:29
ББК 71:86.2
Г 13
Гаврилов Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. —М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2006. –240 с.
ISBN – 5-902168-72-4
В книге рассматривается роль трюкача и лицедея на материале некоторых фольклорных и литературных текстов ряда индоевропейских и азиатских народов. Особое внимание уделено особенностям Трикстера как культурного героя при смене социально-культурных эпох и мировоззренческих парадигм. Научное издание. Рекомендуется студентам, аспирантам, научным работникам по специальностям: философия культуры, этнопсихология, религиоведение.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Предисловие к первому изданию
ЧАСТЬ I. О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ТРИКСТЕРА
ЧАСТЬ II. ЛОКИ И ОДИН КАК ЭДДИЧЕСКИЕ ТРИКСТЕРЫ
II.1. Нарушитель спокойствия и сеятель раздоров
II.2. Провокатор и инициатор
II.3. Посредник
II.4. Господин магических искусств, добытчик знаний и благ
II.5. Воплощение Дикой первобытной природы
II.6. Оборотень, трюкач, игрок
II.7. Мудрец и юнец
ЧАСТЬ III. ТРИКСТЕР В ФОЛЬКЛОРНЫХ СЮЖЕТАХ
ЕВРОПЫ И АЗИИ
III.1. Диоген Синопский и киники
III.2. Уленшпигель и пир дураков
III.3. Молла, ходжа, афанди – Насреддин и суфии
ЧАСТЬ IV. ГЕРМЕС И ОДИССЕЙ — ТРИКСТЕРЫ АНТИЧНОСТИ. ЭПИГОНЫ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.
IV.1. Бог-трикстер Гермес-Меркурий
IV.2. Одиссей, Автолик и Сизиф
ЧАСТЬ V. ЧЕРТЫ ТРИКСТЕРА В ЭПИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ИЛЬИ МУРОМЦА
V.1. О русском эпическом творчестве
V.2. Трюкачество в былинах об Илье Муромце.Воровство силы
V.3. Гиперсексуальность Ильи Муромца
V.4. Илья Муромец как оборотень и провокатор
V.5. Возмутитель спокойствия
V.6. Магический вызов Ильи Муромца
ЧАСТЬ VI. ТРИКСТЕР В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ СЛАВЯН. БОГ ВЕЛЕС И СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ
VI.1. Чёрт, Иной сотворец Мира
VI.2. Велес, властитель Иного
VI.3. Русский бог Николай Чудотворец
ЧАСТЬ VII. ТРИКСТЕР МЕРЛИН, СЫН НЕЧИСТОГО
VII.1. Источники сведений о Мерлине
VII.2. Безумие Мерлина
VII.3. Истоки Силы Мерлина
VII.4. Пророчества, речи и деяния Мерлина
VII.5. Инициаторская деятельность Мерлина
VII.6. Мерлин-оборотень
VII.7. Гибель Мерлина
ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНУЮ МИФОЛОГИЮ. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Субъективизм
2. Инициационность
3. Архетипичность
4. Недостаточность определения язычества и Традиции как политеизма
5. Мифологизм мышления
6. Эвгемеризм
7. Диалектичность, или же Инвариантность
Литература и основные источники
Об авторе
ОТ АВТОРА
В книге «Трикстер» мною рассматривается роль трюкача и лицедея на материале некоторых фольклорных и литературных текстов ряда индоевропейских и азиатских народов. Особое внимание уделено особенностям Трикстера как культурного героя при смене социально-культурных эпох и мировоззренческих парадигм. В первом томе книги – «Лицедей в евроазиатском фольклоре» – предлагаемом вниманию читателя, мной проанализированы классические трюкачи: языческие боги – Локи, Один, Гермес, Велес; традиционные персонажи – чёрт, Насреддин, Уленшпигель, а также и те, за которыми ранее не усматривали трикстерных свойств – Диоген Синопский, Одиссей, Илья Муромец, Мерлин, св. Николай. Во втором томе книги будут рассмотрены трюкачи из сказок народов Азии и Европы, а также трикстеры из литературных произведений XVIII-XX вв. и, наконец, сама идея ученичества у дьявола или колдуна.
Приступая к работе, уже проделав значительную её часть в качестве умозаключений, я понимал, сама неординарная тема этого исследования окажет соответствующее влияние на его характер. И потому, я сознательно не стал устранять некоторую неоднородность стиля изложения, который варьируется от строго научного стиля — до художественного. Это следствие противоречивости главного героя данной работы, а, стало быть, бороться с этим не просто бессмысленно, но в данном случае не вполне правильно.
Более того, я должен предупредить моего читателя, что чтение этой книги может (по меньшей мере, на сам период чтения, а то и на последующие времена) внести коррективы в его обыденную жизнь. И на обложке следовало бы поместить картинку: «Осторожно, Трикстер!», приблизительно так, как добросовестный производитель алкоголя и табака сообщает мелкими буковками о вреде пития и курения для здоровья. Нет! Я вовсе не хочу внушить своему читателю мысль, о вредности Трикстера, но тот, кто с трудом переносит перемены и не склонен радоваться сюрпризам, должен отложить эту работу до лучших времен. Тот, кто смел, пусть читает до конца! И готовится к внесению разнообразия в свою обыденную, повседневную жизнь.
Как автор я, что называется «на собственной шкуре», испытал все прелести общения с Трикстером, и, выполнив свою миссию, скромно надеюсь, что внимание этой Силы теперь переключится на читателей, а всякие «мелкие безобразия» в моей жизни сойдут постепенно на «нет».
Доброй Удачи! Веет Северный Ветер!
Дмитрий Гаврилов